Психолог о стоматологии

Многие спрашивают у психолога как лечить зубы ребёнку. И многие психологи отвечают на этот вопрос. Я  снова подыму эту тему, потому что она важная. У каждого из нас точно есть хотя бы один негативный опыт связанный со стоматологией. И как минимум один такой опыт из детства.

Взрослые люди, часто столкнувшиеся с тем, что врач-стоматолог оказался не очень компетентным, перестают доверять врачам, и предпочитают пить цитрамон в борьбе с зубной болью, не желая тратить деньги. Это одна история. Она решается походом к профессионалу, и такие проблемы перестают быть проблемами.

Совершенно другая история, когда врач-стоматолог оказался по отношению к пациенту не очень гуманным. То есть, анестезию достаточно не уколол, сделал больно, сказал «не выдумывай», когда вы, будучи ребёнком, пожаловались ему на боль.  Вины его в этом нет, он как лучше хотел…

У кого-то опыт ещё похлеще – его, маленького, семеро держали у кресла, и по живому удаляли нерв.  Потому что «времена были другие».

Любой человек, когда его «ломают» — нарушают его границы, и делают ему неприятно, пусть и «во благо» — точно будет избегать таких ситуаций в дальнейшем.  Потому что фоновая зубная боль им кажется более терпимой, чем два часа стоматологической операции, когда унижается человеческое достоинство, как справедливо кажется человеку (ребёнку), которого зафиксировали и не услышали просьбы прекратить.

Это как если вы, будучи арахнофобом, окажетесь связанным и с огромным пауком на лице.

Решиться на стоматологическое лечение –важный шаг, который взрослый человек принимает с трудом, понимая, на что идёт – ему вспоминается травматический детский опыт. И когда человек таки решается – первое, что он спрашивает у врача – «будет ли больно?», «а можно ли сделать это как-то так, чтобы я спал?», и вообще, до последнего трусится.

Только взрослый, зрелый человек сознательно пойдёт на дискомфорт (больше дискомфорта – в страхах, чем в реальной стоматологии), чтобы потом было легче. Детям до определённого возраста не доступна такая опция мышления, как причинно-следственная связь «дискомфорт-облегчение».

Когда ребёнка принудительно ведут к врачу, он упирается не потому, что вредный и капризный, а потому что не понимает, для чего переживает дискомфорт. Ругать за это – бесполезно, таким образом, вы только нарушите вашу с ним искреннюю связь.

Если удаётся объяснить, для чего ребёнку нужно стоматологическое лечение – это успех, либо вашему ребёнку всё таки больше семи лет. А если меньше – как быть? Держать? Фиксировать? Надеяться, что он «потом спасибо скажет»?

Если удаётся ребёнка «подкупить», то есть создать причинно следственную связь «дискомфорт-подарок», это тоже отчасти успех, но только в том случае, если в момент начала дискомфорта ваше чадо не закричит: «Аааа! Не нужно никакого Лего с пингвинами, только отпустите!».  А если не отпустить, опять же, подрываете доверие.

А если вашему ребёнку меньше двух лет, и говорить он пока умеет только «ма», «ня», «дай!» — вот что с ним сделать? Как его лечить?

Если вы думаете, что уколоть анестезийку, а дальше полёт нормальный – вы заблуждаетесь.

Пункт первый – уколоть. В возрасте младше двух-трёх лет все эти «как комарик укусит», «это просто рраз! И всё!» — не работают. Если уколоть, и пережить водопад слёз, дальше задача – как заставить его открыть рот?!

А травма и страх – остаётся. Особенно, если мамам или папам не разрешают присутствовать. Да, когда родителей нет в кабинете, это бережёт нервы врачей и, собственно, родителей. Но! Что происходит с вашим ребёнком?

  1. Чувство, что его бросили. Потому что если мама развернулась и вышла из комнаты дома – это уже вызывает тревогу. А если вышла из кабинета, оставив с кучей сюсюкающихся людей и угрожающе жужжащих машин — беда. Это даже не страх, это ужас, а близкого человека нет.
  2. Если маму оставили в кабинете, ребёнок чувствует её волнение (потому что оно есть – как не пытайся скрыть), и ему передаётся тревога. Но понять, почему при этом мама его не уводит, он не может. Ему страшно.
  3. Ребёнок чувствует предательство. Реально, он не может понять, что лечение стоит денег (и немалых), и что есть какая-то связь между коричневой полоской кариеса на зубе, какими-то эфемерными последствиями, вот этим стрёмным кабинетом, и тем, что он должен пережить. Кажется, что его так вот «наказали».

И один из запросов к психологу у ребёнка, после принудительных лечений из серии «держите меня семеро», это вопрос – «как они могли?».

На самом деле, многие клиники  предлагают родителям детей, нуждающихся в стоматологическом лечении, осуществлять это лечение под так называемой медикаментозной седацией.

Это не «общий наркоз», прошу не путать. Это – ингаляционное или внутривенное введение препарата, заставляющего организм спать. Общий же наркоз предполагает введение дополнительной кучи всего – релаксантов, наркотических анальгетиков и так далее. Седация – штука безобидная, и безвредная, как показывают исследования, и выводится препарат почти сразу, не оказывая на детский (да и взрослый) организм вреда.

Что касается вреда вообще – как по мне, ночной энурез и заикание у перепуганных стоматологией детей, гораздо вреднее, чем два часа принудительно поспать.

Многие спрашивают моё мнение, что гуманнее – седация или «потерпеть». Моё  мнение – однозначно седация. Принудительно спать гораздо легче хотя бы потому, что человек не ощущает сон как нечто принудительное.

Единственное принудительное в медикаментозной седации детям, – это три минуты подышать через маску неприятно пахнущим воздухом (ингаляционный препарат). И, если уж говорить о гуманности – три минуты дышать, и два часа спать, или три часа сидеть в стрессе – моё мнение однозначно. К тому же, спящему пациенту лечение даётся быстрее, – не приходится объяснять, успокаивать, спрашивать, не устал ли. И маме, сидящей в коридоре, не хочется, услышав вопли, вбегать в кабинет, и бить всех под руку попавших.

Я думаю, если бы вас в детстве, с вашей травматической стоматологической историей, спросили, будем терпеть или спать – вы точно выбрали бы второе.

Моему ребёнку было 11 месяцев, когда столкнулась с проблемой лечения зубов.  У нас неподалёку есть клиника, где настаивают на «естественности» и считают седацию великим злом.  Спасибо им, конечно, от психологов, за поставку перепуганных маленьких клиентов , но я решила туда не обращаться за помощью.

Мы поехали туда, где малышу, сидящему у меня на руках, бодрому и весёлому, дали подышать препаратом, и он заснул за полминуты.

Дальше его переместили в кресло, а меня отправили пить кофе и думать о жизни, и через некоторое время, когда пришёл момент его будить, меня позвали обратно. Таким образом, ребенок засыпает у мамы на руках, и просыпается так же.

Стресса и боли – ноль. Все уколы с анестетиками делаются, когда малыш уснёт.

Травматический ли это опыт? Разве что для меня, когда я оставила свою кроху спать в руках врачей. Результатом мы довольны.

И, вот ссылка на клинику – Kid’s Dental

А как вы лечите зубки своим детям? Как лечитесь сами? Как справляетесь с детскими страхами?

2 thoughts on “Психолог о стоматологии

  1. Юлия says:

    Интересное мнение. Осталось проверить, только вначале на себе 🙂

  2. Vaseleese says:

    Хм! Почему бы и нет, если есть что лечить? А если зубки здоровые — вам можно только позавидовать.

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *