Осознанный спорт. Заметки психотерапевта.

Сегодня думалось мне о том, что ничего лучше не отбивает охоту заниматься спортом, чем школьная физкультура. Ну серьезно! Она же совершенно однонаправленная – упражнения на скорость, силу и координацию движений. Почему?

Потому что ребенку именно это и нужно – быть сильным, быстро бегать (что-то про работу на результат), и именно в детстве формируется эта самая правильная координация. И, как правило, если мальчикам – еще куда ни шло – футбол, быстро бегать пригодится, координация – они мечтают машину водить, ладно, сильным быть – вообще круто, “буду как папа” – думает ребенок, то девочкам… Быть сильной? Зачем? Быстро бегать?

Зачем?

Координацию движений отрабатывают или на танцах, или тоже нет смысла. И что самое дикое – за владение СОБСТВЕННЫМ телом еще и оценки ставят. И страх уже взрослых людей перед любой активностью в том, что они могут это делать ПЛОХО. Но ведь на физкультуру мы приходили с базовым понятием, что с нею либо хорошо, либо никак.

“У меня еще в школе с физ-рой плохо было, чего мне идти в спортзал…?”, “Мне за гибкость еще в пятом классе, в 11 лет, поставили два, так какая может быть йога в 34?”, “Да нуу… Я присесть не могу после травмы, куда мне…”  – стандартные фразы людей, которым по медицинским показаниям пора бы услышать своё тело. Часто эти фразы мы считаем отговорками, но нет – это обычные детские страхи…

Не понимают, приходя на физкультуру дети, что они там развиваются с разных уровней подготовленности, не объясняют им, что плохой результат для олимпийского чемпиона – это отличный результат для среднестатистического Пети. Тут всех равняют по самому сильному ученику. Сильному Коле – пять. А вам три. А Коля – КМС по теннису. И как после норматива Коли поставить кому-то еще пятёрку? Садись, четыре, а вот Коля…!

И хоть ученики делятся на три группы – основная, спецгруппа и освобожденные по мед. показаниям, всё равно все знают, что основная группа подготовлена “хорошо” – т.е. прыгает далеко, бегает быстро, участвует в соревнованиях, то спецгруппа в принципе не может иметь “отлично”, потому что до основной группы далеко. Освобожденные же – вряд ли комплексуют по поводу того, что не участвуют в общей тусовке спортзала, только из-за книжки поглядывают как другие дети ходят вприсядку, или перекатываются с носочков на пяточки, или качают пресс, держа друг другу ноги.

Почему-то “хорошо учащиеся” в основной группе редко забывают спортивную форму дома, редко приносят записки от родителей, в отличии от “средних” и спецгруппы. Классика: “получается плохо – а значит, и предмет я этот не люблю”.

Наше тело просит физической активности. Требует ее, сигнализируя болью в спине, шее, коленях, но для самостоятельных занятий не хватает силы воли, а для занятий где-то в зале – смелости. Потому что слово “спорт” отождествляется во взрослом возрасте с двумя вещами: первая – чипсы и телек (ну а что, без болельщика нет соревнования!), а вторая – советские лозунги: “быстрее! выше! сильнее!”, и стыд за свою ригидность, медленность, малоподвижность. Он настолько вбит нам в голову, что проще искать лекарства от сколиоза в интернете, чем на коврике його-студии.

У нас мышление, благодаря школьной физкультуре, работает так: “зачем мне делать то, что я делаю ПЛОХО? Лучше я буду делать то, что я делаю ХОРОШО. Например, лежать на диване”. Потому что когда в спортзале молодые круглопопые красотки наклоняются до самой земли, стыдно наклоняться кончиками пальцев максимум до колен. Или хуже – когда ВСЕ ходят на продвинутый фитнес, а у человека отдельно взятого, даже не получается сомкнуть замок руками за спиной. Ему идти “получать оценку” (пусть условную и надуманную), за свою физическую подготовку, – страшно. Это похоже на стыд перед походом к врачу, и страх услышать: “Что ж вы так себя запустили?”, и постоянное откладывание на потом. Человек думает, что он избавляет себя от стыда быть самым слабым в группе, или отодвигает возможные неудобства вроде крепатуры, одышки, покалываний в боку после бега и т.д.

На самом же деле, мои коллеги понимают, как умело человек рационализирует своё нежелание встречаться с детскими “физкультурными” проблемами, и как умело он вытесняет свои телесные потребности в пользу избегания встречи со страхом. Нас не учили, что результат приходит с практикой. Нас учили не делать ошибок. Механизм “Или я делаю идеально, или не делаю вообще”, – применим не только к спорту, а и к любой деятельности в жизни человека. “Не начну учить итальянский, пока не закончу учить английский”, “не пойду на йогу, пока не смогу сесть в позу лотоса дома”, – по сути, одно и то же. И вот что: первый, основной “проект”, который как бы готовит человека к чему-то, далеко не всегда будет доведен до конца, а вдохновение начать “побочный” будет утеряно навсегда. Часто люди игнорируют даже совсем несложные “просьбы” тела: размяться, походить, сделать зарядку. Внутренний протест у каждого звучит по-своему: “Я должен доделать дело”, “Что это за зарядка, если уж делать, то полноценно”, “Вечером пойду в бассейн…”, и на каждый протест есть ответ в подсознании. Человек знает, что вечером будет не до бассейна и точно не до комплекса упражнений, а так же знает, что продуктивность от зарядки увеличится, а пропустив её, все равно не хватит энергии закончить важное дело в срок.

И всё это происходит изо дня в день, к тому же, нередко сопровождается отсутствием режима дня, курением, стрессами… Почему мы так мало живём? Разве мы это заслужили?

2 thoughts on “Осознанный спорт. Заметки психотерапевта.

  1. Оля says:

    Тада, так и есть. Но хорошо, что сейчас у фитнес клубов агрессивная реклама и круглые попы в тренде:)

  2. lady.in.hat says:

    Как ты чётко привела пример про Английский и итальянский) честно, я сегодня занимаясь в зале прокручивала мыслишки, а зачем мне это надо))
    БлагоДарю за статью!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.